Как вернуть подарочную карту в магазин

Краткое содержание:

  • История подарочных карт
  • Определение понятия «подарочная карта» Верховным судом
  • Возврат просроченного подарочного сертификата – возможно ли это?
  • Что делать, если деньги не отдают?
  • Обсуждение

В данной статье понятия «подарочная карта» и «подарочный сертификат» используются как синонимичные для обозначения купленного или полученного в подарок «ресурса» (пластиковой карточки, электронного кода, свидетельства и проч.), дающего право при его предъявлении в конкретном торговом заведении получить товары или услуги на сумму его номинала. Т.е. речь идет о платном, приобретенном за деньги продукте.

 

История подарочных карт

Исторически принято считать изобретателем подарочной карты Гарольда Реймонда, жившего в начале ХХ века. Занимаясь книгоизданием, он заметил, как иногда мучительно сложно бывает сделать посетителям выбор книги, которую они хотели бы преподнести в качестве подарка. По другой версии, он получил на Рождество много подарков, из которых только три оказались книгами. Отличаясь любознательностью, он опросил дарителей (подаривших не книги) и выяснил, что многие хотели бы подарить книгу, но им сложно выбрать подобный подарок, не зная предпочтений одаряемого человека в литературе.

Будучи человеком предприимчивым, в 1932 году Реймонд придумал продавать талоны, дающие право на выбор любой книги в его магазине в пределах номинала талона тому, кто придет с таким талоном в магазин. Так появились первые подарочные сертификаты.

По другой версии, первопроходцем была Калифорнийская нефтяная компания Mobil Oil, которая в 1914 году предложила осуществлять торговые операции своим партнерам посредством обмена карточками с описанным кругом манипуляций.

Так или иначе, массовое распространение подарочные карты (пластиковые карточки) получили только после 1928 года.

Сейчас сложно представить себе человека, который бы не держал в руках (или хотя бы не видел на кассе) подарочную карту.

На сегодняшний день подарочная карта – это удобное средство распоряжения денежными средствами при покупке тех или иных товаров. Едва ли можно было предположить, что многие люди столкнутся с рядом проблем при использовании подарочных карт: что подарочную карту нельзя будет вернуть в магазин, обменять на деньги или что придется ее выбросить после истечения указанного на ней срока действия…

Приобретая конкретную карту, покупатель рассчитывает на то, что с ее помощью сможет приобрести любые товары данного продавца, в том числе рассчитывает на то, что любого человека, который получит в подарок эту карту, обслужат в указанном магазине.

Но что делать, если на момент обращения в магазин нужного или желаемого товара нет? Выбрасывать подарочную карту (сертификат)? Ждать, когда привезут товар? А если не привезут? Вариантов развития событий много.

До некоторого времени в обществе бытовало мнение, что пользователь платит не за вещь как таковую и не за право требовать приема сертификата в качестве замены исполнения по договору, а за сертификат, который будет принят в счет оплаты товара. Т.е. после истечения указанного срока действия карта «сгорает».

Это было очень удобно некоторым производителям карт, получавшим хорошую прибыль в виде денежных средств по картам, которые люди потеряли или про которые забыли, и у них истек срок действия. В таких случаях решение вопроса оставалось на совести владельца магазина и убеждений и личного мнения судьи. Какой-либо однозначной судебной практики Верховного суда не существовало, а единичные судебные решения не образуют устоявшейся практики.

Как ни странно, но помощь пришла с неожиданной стороны — от налоговой службы.

Выездная налоговая проверка деятельности ООО «Единая Европа-С.Б.» привела в результате к тому, что данной фирме доначислили налог на доходы от реализации подарочных карт. Ничего противозаконного фирма не делала, деньги не прятала, именно из-за правовой неразберихи деньги проходили в бухгалтерии не так, как хотела налоговая. Налоговая считала доход прибылью компании, а компания считала, что это кредиторская задолженность. Из-за чего и начались судебные разбирательства.

Дело дошло до Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ (определение от 25.12.2014 №305-КГ 14-1498) и далее – до Судебной коллегии по гражданским делам (определение от 13.10.2015 №57-ГК 15-7), которые в своем решении указали, что «сертификаты являются авансом будущей оплаты товара, а потому к возникшим правоотношениям применимы положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Так появилось первое официальное правовое определение понятия «подарочная карта».

 

 

Определение понятия «подарочная карта» Верховным судом

Что нам дают определения Верховного Суда?

По сути, эти определения стали судьбоносными для многих тысяч людей, так как до этого момента многие вопросы по возврату карт решались применением норм гражданского права, по которому вернуть деньги за карту было более чем проблематично, если при покупке карты человека извещали, что карта возврату не подлежит. Т.е. применяли, по сути, правила договора купли-продажи.

С принятием определений коллегий ВС РФ ситуация кардинально изменилась. На данный момент общая судебная практика признает покупку подарочной карты внесением аванса в торговую организацию и право на покупку товара в будущем.

На основании норм Закона « О защите прав потребителей», ссылаясь на определения коллегий ВС РФ, гражданин, получивший в подарок подарочную карту (сертификат), даже при отсутствии чека, может обратиться с заявлением в торговую организацию и вернуть подарочную карту (сертификат).

 

 

Возврат просроченного подарочного сертификата – возможно ли это?

На вопрос о возможности возвращения просроченного сертификата можно ответить утвердительно. Просроченный сертификат (карта) перестает давать право на получение товара в обмен на сертификат. Но внесенный авансовый платеж с баланса торговой организации не исчезает! Если в пределах срока действия подарочной карты (сертификата) покупатель не сделал выбор товара, то по истечению срока действия карты автоматически прекращается действие публичного договора между покупателем как держателем карты и торговой организацией – договора о праве покупателя получить товары данного магазина в обмен на подарочную карту (сертификат).

При окончании срока действия карты, т.е. окончании обязательств магазина перед потребителем о передаче товара, у магазина отпадают основания удерживать на своем балансе внесенные в качестве авансового платежа денежные средства потребителя.

Проще говоря: срок действия карты закончен – договор автоматически расторгнут – покупатель может вернуть свои средства обратно.

 

 

Что делать, если деньги не отдают?

1. Претензия.

Подготовить два экземпляра претензии и вручить под подпись руководящему сотруднику магазина. В претензии указать, что на основании статьи 421 Гражданского кодекса РФ установлено следующее: граждане свободны в заключении договора, и Вы имеете право отказаться от заключения договора купли-продажи до передачи Вам товара, а также потребовать у продавца оплаченного аванса за товар в счет возврата за подарочные сертификаты, в связи с чем просите вернуть стоимость подарочных сертификатов в 10-дневный срок.

Один экземпляр претензии отдаете, второй забираете (с пометкой от магазина о принятии претензии). Не забудьте, на вашем экземпляре должна быть дата и печать организации или подпись ИП. Если принимать отказались, посылаете почтой заказным письмом с уведомлением. Для суда вам нужен чек об отправке – сохраните его.

Если ответа от торговой организации нет или он вас не устраивает, Вы идете в суд.

2. Иск в суд на возврат денег за неиспользованный подарочный сертификат.

В случае отказа в удовлетворении Ваших требований или оставления претензии без ответа решение вопроса о возврате денежных средств за неиспользованный сертификат возможно исключительно в рамках гражданского судопроизводства, поскольку по общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», защита нарушенных прав потребителя осуществляется судом.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», Вы вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства (месту пребывания) либо по месту нахождения ответчика (т.е. магазина).

При этом в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.

В нашем случае выбор суда зависит от номинала Вашей подарочной карты.

При цене иска менее 50 000 руб. потребителю необходимо обращаться к мировому судье. Если сумма иска превышает 50 000 рублей, исковое заявление нужно подавать в районный суд.

В исковом заявлении укажите дату обращения в торговую организацию, номер определения Коллегии ВС РФ (определение от 13.10.2015 №57-ГК 15-7), по которому подарочные карты подпадают под Закона РФ «О защите прав потребителей», и свое требование о возврате авансового платежа, а также штрафа за неудовлетворение магазином требования потребителя в добровольном порядке.

Исковое заявление подается лично в секретариат или отправляется по почте на адрес суда.

Хотелось бы добавить, что не стоит забывать про срок исковой давности. Если с момента указанной на подарочной карте даты окончания срока действия прошло более трех лет, ответчик может заявить в суде об истечении срока исковой давности – и суд будет на его стороне, Вам могут отказать в удовлетворении иска, поэтому лучше решать данные вопросы в течение трех лет с момента окончания срока действия карты.