Репутационный вред

Репутационный вред

  Современный рынок мгновенно реагирует на все сообщения о юридическом лице. Так, подрыв деловой репутации юридического лица может вызвать отток инвесторов, поставщиков, кредиторов, клиентов, потребителей и привести к значительным финансовым потерям. Стабильная положительная деловая репутация приносит юридическому лицу немалую прибыль и коммерческий успех. Вполне объяснимо, что в условиях усиления конкурентной среды на рынке различных товаров, работ и услуг забота юридических лиц о собственной деловой репутации и ее защите от посягательств третьих лиц выходит на первый план.

  Понятия чести, достоинства и деловой репутации входят в перечень охраняемых законом нематериальных благ, установленный ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Несмотря на то что словосочетание «деловая репутация» прочно вошло в деятельность юридических лиц, в отечественном законодательстве нет четкого определения данного понятия. Исходя из правовых норм, действующих в сфере использования и защиты деловой репутации, и, принимая во внимание сложившуюся правоприменительную практику, под деловой репутацией юридического лица следует понимать приобретаемую им общественную оценку, общее или широко распространенное мнение о качествах, достоинствах и недостатках юридического лица, относящихся к его предпринимательской или профессиональной деятельности.


  Право юридического лица на защиту своей деловой репутации реализуется через норму ст. 152 ГК РФ. Данное право означает, что юридическое лицо имеет обеспеченную законом возможность требовать от других лиц, чтобы оценка его деятельности опиралась на реальные обстоятельства и не искажалась распространением порочащих сведений, не соответствующих действительности.

  Сфера юридического воздействия на причинителя репутационного вреда ограничена рамками нашего законодательства.  Даже в случае доказывания репутационного вреда получить через суд компенсацию в денежной форме практически невозможно.  Поэтому юридическая работа в данной сфере направлена в первую очередь на то, чтобы доказать факт распространения ответчиком порочащей информации и на этом основании прекратить распространение этой информации. Если информацию распространяло СМИ, то привлечь СМИ за распространение данной информации. Если это физ.лицо, то работать над привлечением этого лица к ответственности через нормы УК РФ.